Очередной отопительный сезон в Коми закончился менее недели назад. Однако в ОАО «Коми тепловая компания» его итоги уже подвели. Чем запомнилась эта зима компании, и в чем особенности предстоящего сезона, МС рассказал генеральный директор ОАО «КТК» Геннадий Левошкин.
– Закончен очередной отопительный сезон. С какими итогами?
– Да, во всех районах республики отопительный сезон завершен, во всех муниципальных образованиях изданы соответствующие распоряжения. Это значит, что среднесуточная температура в течение 5 суток в каждом из них была выше +8С. Для меня лично отопительный сезон прошел тяжело, так как это был мой первый отопительный сезон в компании. А вообще по статистике он прошел лучше, чем прежде. Косвенными показателями этого стало то, что снизилось количество жалоб от потребителей наших услуг – теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Также сократилось число сложных аварийных ситуаций. Еще год назад их было три, а в этом году – только одна: в Усть-Вымском районе с водоснабжением города Микунь. Эта ситуация повторяется из года в год. Там единственный источник водоснабжения – река Шежамка. Она перемерзает зимой и загрязняется весной-летом сточными водами с площадок строящегося газопровода. Я недавно докладывал об этом на заседании правительства Республики Коми. В целом можно констатировать, что сезон прошел лучше, чем предыдущие. Связано это и с комплексом подготовки к сезону, и с тем работоспособным коллективом, который собрался в нашей компании, в том числе и в наших управляемых и дочерних организациях.
– Да, во всех районах республики отопительный сезон завершен, во всех муниципальных образованиях изданы соответствующие распоряжения. Это значит, что среднесуточная температура в течение 5 суток в каждом из них была выше +8С. Для меня лично отопительный сезон прошел тяжело, так как это был мой первый отопительный сезон в компании. А вообще по статистике он прошел лучше, чем прежде. Косвенными показателями этого стало то, что снизилось количество жалоб от потребителей наших услуг – теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Также сократилось число сложных аварийных ситуаций. Еще год назад их было три, а в этом году – только одна: в Усть-Вымском районе с водоснабжением города Микунь. Эта ситуация повторяется из года в год. Там единственный источник водоснабжения – река Шежамка. Она перемерзает зимой и загрязняется весной-летом сточными водами с площадок строящегося газопровода. Я недавно докладывал об этом на заседании правительства Республики Коми. В целом можно констатировать, что сезон прошел лучше, чем предыдущие. Связано это и с комплексом подготовки к сезону, и с тем работоспособным коллективом, который собрался в нашей компании, в том числе и в наших управляемых и дочерних организациях.
– Какие-то специальные мероприятия при подготовке к этому отопительному сезону проводились?
– Специальных мероприятий мы не проводили. Была стандартная подготовка, которая необходима перед отопительным сезоном. Были своевременно сформированы планы капитального ремонта, при необходимости они были согласованы с собственниками имущества, своевременно были приобретены и доставлены, в том числе в труднодоступные районы Коми, необходимые материалы. В результате мы смогли вовремя завершить все запланированные нами работы как своими силами, так и при помощи подрядных организаций. Кроме того, в прошлом году мы смогли вовремя приобрести топливо частично за счет собственных средств, частично через Управление государственного резерва топливно-энергетических ресурсов республики. Разумеется, проводились промывка тепловых сетей, гидравлические испытания на плотность и прочность, плановые и внеплановые ремонты. При подготовке к отопительному сезону мы принимали участие в работе специальных штабов, были сформированы комиссии, которые проверяли и выдавали паспорта готовности наших объектов к осенне-зимнему периоду. Как результат – мы прошли зиму без особо крупных аварий.
– В этом году подготовка к зиме будет отличаться от того, что было сделано в прошлом году?
– Да, будет. Основные мероприятия будут такими же – проведение планового капитального ремонта, подготовка автотранспорта, приобретение топлива, испытание сетей, обучение персонала и прочее. С целью повышения эффективности нашего предприятия была разработана программа модернизации. Мы уже приступили к ее выполнению. К сожалению, из-за отсутствия достаточных средств мы выполняем только часть этой программы: оптимизация численности персонала путем внедрения автоматики, закрытие нерентабельных котельных с переводом потребителей на автономные источники теплоснабжения, замена насосного оборудования и установка частотных преобразователей с целью экономии электроэнергии. Мы не просто меняем насосы на такие же, мы выполняем гидравлический расчет тепловых сетей, подбираем необходимое оборудование и при достижении срока использования оборудования ставим именно то, что необходимо. Также мы проводим наладочные испытания котельного оборудования с целью экономии топлива. Весной этого года состоялся ряд встреч с Северной экологической корпорацией NEFCO. Около месяца назад вице-президент NEFCO Кари Хоманен встречался с руководством нашей республики. Также у нас состоялась расширенная встреча в республиканском Фонде поддержки инвестиционных проектов, где было решено на базе нашей компании реализовать пилотный проект по энергосбережению. Мы планируем замену ряда котельного оборудования на более экономичное и современное. Для нас это означает экономию топлива, а для финнов – более экологичное производство у соседей и снижение вредных выбросов в атмосферу. 50% финансирования планируется от финской стороны, еще половина – собственные средства. Это по сути кредит, возврат которого будет рассчитан из окупаемости нашего проекта, то есть примерно за четыре года. Если все получится, то уже при подготовке к следующей зиме мы приобретем и установим новое оборудование, которое начнет работать, окупаться и приносить нам прибыль. Чтобы оценить перспективы сотрудничества, на прошлой неделе нас посетил европейский эксперт Арто Нуоркиви, который посмотрел ряд наших объектов, изучил нашу экономику. Думаю, решение будет положительное.
– При подготовке к отопительному сезону год назад котельные часто оставались без электричества из-за долгов компании перед энергетиками. В этом году такие проблемы будут?
– Действительно, в прошлом году у нас были проблемы с оплатой за предоставленные услуги. За год нам не удалось достичь прорыва, к сожалению. Скорее всего, отсутствие электроэнергии на большинстве наших котельных усложнит подготовку к осенне-зимнему сезону. Но мы готовы к работе в таких условиях, все наши котельные снабжены передвижными источниками энергии – дизель-генераторами. При необходимости проведения серьезных работ мы просим ОАО «Коми энергосбытовая компания» подключить нас. Спасибо руководству компании, которое идет нам навстречу и позволяет закончить работу по подготовке котельных. Да, это наша большая проблема. Но программа энергосбережения нацелена в том числе и на решение этого вопроса: сегодня поставим экономичное оборудование, завтра сможем платить меньше. Мы рассчитываем на улучшение ситуации.
– На какой период рассчитана программа модернизации компании?
– Предварительно на три года. Мы сейчас занимаемся поиском инвесторов для реализации этого проекта. Вступили на путь не просто ежегодной подготовки к отопительным сезонам, а модернизации оборудования нашего комплекса с тем, чтобы в дальнейшем работать на современном оборудовании, улучшать экономику предприятия, экологию, надежность обеспечения наших потребителей в многочисленных социальных объектах и жилых домах. Если раньше мы просто меняли трубы, то сейчас стараемся менять их на трубы с качественной обработкой и применением современных изоляционных материалов, что позволяет сократить теплопотери и увеличить срок службы.
– Уже в этом отопительном сезоне компания начала работать по новой системе закупок. Чем эта система отличается от того, что практиковалось прежде?
– Это одно из крайне важных направлений работы нашей компании. Так как ОАО «КТК» занимается регулируемым видом деятельности, то с 1 января 2012 года мы попали под действие 223-Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Была проведена огромная работа по формированию механизма проведения закупок материалов, услуг, техники, чего угодно. Сейчас мы уже имеем ощутимые результаты этой подготовительной работы. Все закупки для обеспечения материалами для ремонтных работ проводятся по конкурсным процедурам на нашем официальном сайте, что значительно повышает конкурентоспособность среди поставщиков и обеспечивает информационную открытость системы закупок ОАО «Коми тепловая компания».
– Уже сейчас в республике работают новые котельные, которые можно привести в качестве примера модернизации компании?
– Мы ввели крупную котельную на 12 МВт в Троицко-Печорске, закрыв таким образом последнюю мазутную котельную в районе. Эта котельная была пущена до начала отопительного сезона. Ежегодно успеваем модернизировать 2-3 такие небольшие котельные либо с переводом на другой вид топлива, либо с заменой существующего оборудования. В этом году, не используя привлеченные средства, мы заканчиваем модернизацию котельной №9 в Усть-Цилемском районе. Она уже отработала один сезон. Да, котельную «пустили на сырую», но в этом году закончим ее модернизацию. Все необходимое для этого было завезено в район еще по зимним дорогам. Я лично ездил в Усть-Цилемский район и убедился в том, что все готово к работе, все проекты имеются и все сотрудники понимают, что должны сделать.
– Сколько нерентабельных котельных планируете закрыть в этом году?
– Семь очень старых и нерентабельных котельных. В прошлом году из планируемых 17 мы закрыли 15, две в Ижемском районе по объективным причинам закрывать не стали. Семь котельных в этом году – хорошая цифра. Мы ведь не можем каждый год закрывать по 20 котельных, невозможно перевести всех потребителей на дрова или уголь. Если централизованное отопление уже развито, значит оно должно существовать. В некоторых районах при закрытии старых котельных мы переводим потребителей на электроотопление, а это не только наша работа, это еще и труд филиала «МРСК Северо-Запад» «Комиэнерго». Чтобы сделать это, энергетики проводят реконструкцию своих сетей.
– Мы регулярно слышим, что долги населения и некоторых компаний за ваши услуги постоянно растут. Как вы решаете проблему неплатежей?
– Нам удается повышать уровень платежей. За последние три года мы ежегодно на 1-2% повышаем собираемость. В прошлом почти достигли среднероссийского показателя – 94-95%. При образовании нашей компании мы начинали с показателем собираемости в 90%. Тем не менее, эта проблема существует, на заседании правительства республики она была также четко поставлена главой Коми Вячеславом Гайзером. Следующий год мы проведем под девизом «Год без долгов». Для этого мы используем не только свои ресурсы, но и силы судебных приставов. Также сами ведем работу по подготовке предупредительных писем, публикации информации на квитанциях. Возможно, будет разработана республиканская программа по борьбе с неплательщиками, в которой мы примем непосредственное участие. Кроме того, зная, что у каждого может сложиться сложная и непредвиденная ситуации, во всех подразделениях ОАО «Коми тепловая компания» мы предлагаем потребителям реструктуризацию долга сроком до одного года.
– Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы люди начали платить?
– Я считаю, что прежде всего нужно ужесточить федеральное законодательство, то есть дать нам «рубильник» в руку.
– Если представить гипотетически, что предприятие получает полное финансирование, сколько времени потребуется, чтобы провести модернизацию компании, в том числе с учетом трудозатрат?
– Несколько лет. Это огромная работа, которая требует много времени и больших человеческих усилий. Мы работаем не с раздутыми штатами, а при том минимуме, который необходим для обеспечения стабильной работы компании.