Проблемы жилищно-коммунального хозяйства всегда актуальны, разнообразны и носят, к сожалению, традиционный характер, напрямую касаясь каждого жителя того или иного населенного пункта.
Об узких местах отрасли в контексте наступившего нового отопительного сезона 2010-2011 годов рассказывает министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Николай Николаевич Смышляев:
- Новых трудностей при подготовке к предстоящему отопительному зимнему сезону мы не встретили, вопрос в том, как преодолеваем имеющиеся. Основной проблемой жилищно-коммунальной отрасли республики является задолженность потребителей за предоставленные услуги, не позволяющая предприятиям ЖКХ своевременно осуществлять расчеты за топливно-энергетические ресурсы и приобретать необходимые для проведения подготовительных работ материалы.
Ситуация усугубляется ежегодным ростом недоремонтов инженерных коммуникаций, что увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций. Заниматься решением этой задачи должны муниципалитеты, в собственности которых находится основная масса коммунального оборудования. Но у них, как известно, не хватает денежных средств, чтобы своевременно закрыть другие болевые точки. В итоге в летний период 2010 года заменено 40,4 километра тепловых сетей (менее 7 процентов) от их общей протяженности, равной 615 километрам, и 40 километров (менее 5 процентов) водопроводных сетей, общей протяженностью 852 километра.
- Недофинансирование отрасли - серьёзная проблема не только для Республики Коми, но практически для всех российских регионов. Не случайно вопросам подготовки к зиме предприятий ЖКХ уделяется первостепенное внимание на всех уровнях власти. Это не удивительно, ведь от того, в каком объёме, насколько качественно и в срок выполнены предзимние работы, зависят жизнь, здоровье, благополучие граждан.
- Это действительно так. Для правительства республики подготовка к зиме - безусловный приоритет. Благодаря мерам, предпринятым правительством Республики Коми, органами местного самоуправления и организациями коммунального, энергетического и газового комплексов, при подготовке к наступающему зимнему сезону просроченная задолженность населения сократилась на 280 миллионов рублей, задолженность предприятий ЖКХ за аналогичный период уменьшилась на 400 миллионов рублей.
По состоянию на 18 ноября 2010 года ход подготовки к зиме по республике выглядит следующим образом: подготовлено 18,5 миллиона квадратных метров жилищного фонда, 2056 километров тепловых сетей и 2530,1 километра водопроводных сетей (стопроцентная готовность). Запущены в работу все 506 котельных.
Для обеспечения бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения создана резервная сеть стационарных и передвижных источников питания: 367 дизель-генераторов различной мощности, в том числе 286 стационарных, 43 передвижных и 38 котельных имеют возможность запитываться от резервных поселковых дизельных электростанций. Дизель-генераторы не требуются на 99 котельных, ввиду автономного отопления и наличия второго независимого резервного ввода. Для бесперебойной работы лечебных учреждений есть 40 резервных источников электроснабжения. В текущем году по распоряжению правительства республики приобретено 27 резервных электростанций, из них 25 - для ЖКХ и две - для здравоохранения.
В сентябре и октябре 2010 года Главным управлением МЧС России по РК совместно с органами местного самоуправления, организациями коммунального, газового и энергетического комплекса были проведены учебно-тренировочные занятия по комплексному взаимодействию при ликвидации аварийных ситуаций на объектах ЖКХ, с проверкой готовности резервных источников энергоснабжения на объектах жизнеобеспечения населенных пунктов республики.
Госконтроль за проведением подготовительных работ к осенне-зимнему периоду 2010-2011 годов был основным направлением работы Государственной жилищной инспекции Республики Коми, которая, кстати, не один год входит в число лучших в Российской Федерации.
- Согласитесь, всё-таки рядового потребителя жилищно-коммунальных услуг больше волнуют не показатели готовности объектов ЖКХ к зиме, а цифры в квитанциях за коммуналку, которые они ежемесячно получают.
- Конечно, вопрос цены на жилищно-коммунальные услуги для населения республики является самым животрепещущим. Замечу, что проблема коммунальной задолженности не всегда возникает оттого, что у людей не хватает денег на ее оплату. Часто бывает так, что человеку... просто лень прийти в банк и своевременно внести платеж. А те, кто испытывает финансовые затруднения, имеют право на получение субсидии, но почему-то не спешат ее оформить.
С 1 сентября текущего года по поручению Главы Республики Коми Вячеслава Михайловича Гайзера республиканская Служба по тарифам установила льготный тариф на тепловую энергию для жителей сельских населенных пунктов и поселков городского типа, равный двум тысячам рублей за гигакалорию с учетом НДС. Мы рассчитываем, что этот шаг поможет сельчанам, так как размеры начисляемых платежей за отопление в большинстве поселений снизятся на 20 - 50 процентов. Кроме этого, правительство республики договорилось с основными поставщиками угля для нужд ЖКХ о фиксированных ценах на него на весь отопительный сезон. Это принципиальное наше достижение.
- В других регионах проблема неплатежей столь же остра?
-Ситуация с неплатежами потребителей услуг, негативно сказывающаяся на надежности жизнеобеспечения населенных пунктов, существует и в большинстве других регионов страны. Учитывая, что рычаги воздействия на должников определяются законодательством Российской Федерации, недавно Президентом страны Дмитрием Медведевым были даны соответствующие поручения федеральному Правительству о разработке механизмов, ужесточающих меры воздействия на неплательщиков и повышающих их ответственность.
Интересная ситуация складывается по счетчикам потребления коммунальных ресурсов. Некоторые граждане полагают, что внедрение счетчиков автоматически повлечет за собой снижение цифр в коммунальных счетах. Но ведь само по себе данное устройство ничего не экономит, оно только считает. А установка счетчиков - лишь повод к рациональному потреблению ресурсов и первый шаг на пути осознания себя экономным хозяином. Дальше - больше: в какой мере жилец многоквартирного дома считает себя его собственником? Уверен, что многие затруднились бы с ответом, хотя на самом деле все просто: люди должны поддерживать порядок и экономить ресурсы не только у себя в квартире, но и во всем доме. Вся реформа ЖКХ направлена на то, чтобы граждане стали собственниками, и здесь кроется главная трудность, связанная с изменением психологии людей, которые часто оказываются не готовыми к новой для себя роли. Проблема есть и с управляющими компаниями — не все из них добросовестные и честные. Должен зародиться целый пласт новых организаций, предоставляющих качественные услуги в сфере жилищно-коммунального комплекса. Только при соблюдении этих условий, убежден, можно говорить об эффективности работы отрасли ЖКХ в целом.
- Реформа ЖКХ длится не один год и напоминает затяжной прыжок. Можно сейчас говорить о каких-то результатах?
- В Коми предпринимаются меры, направленные на реформирование и модернизацию отрасли. В настоящее время администрациями муниципальных образований в соответствии с требованиями законодательства ведется работа по разработке муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ по энергосбережению. Они включают мероприятия по модернизации и реконструкции неэффективных котельных, замене ветхих сетей коммунальной инфраструктуры, снижению сверхнормативных потерь в сетях, внедрению на коммунальных объектах и в жилищном фонде энергосберегающих технологий. Более активно они претворяются в жизнь в муниципальных образованиях городских округов, располагающих определенными финансовыми ресурсами. Так, в Ухте воплощается на практике муниципальная программа «Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения», на территории Усинска - комплексная программа развития ЖКХ и экологии.
В 2011 году будет продолжена работа по ликвидации нерентабельных котельных. ОАО «Коми тепловая компания» предусматривает закрытие 22 котельных с переводом потребителей на автономные источники теплоснабжения в шести муниципальных образованиях.
Еще один важный пункт реализации общероссийской энергоэффективной стратегии - установка индивидуальных и общедомовых приборов учета потребления ресурсов. В соответствии с законом об энергосбережении все многоквартирные и индивидуальные жилые дома (кроме ветхих и аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт или максимальный объем потребления тепловой энергии - менее чем две десятых гикакалории в час) до 1 января 2012 года должны быть оборудованы индивидуальными и общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов за счет собственников помещений. При этом предусматривается возможность предоставления гражданам пятилетней рассрочки на оплату за их установку.
Согласно информации федерального Министерства регионального развития, подготовлен проект правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг, который в настоящее время проходит процедуру согласования с министерствами и ведомствами. Данным проектом предусматриваются меры по стимулированию граждан к установке счетчиков. В частности, для лиц, не имеющих таких счетчиков, размер платы за услуги ЖКХ будет определяться по установленным нормативам потребления ресурсов с применением повышающего коэффициента.
Существует механизм, согласно которому с 1 января 2011 года те, кто не будет осуществлять меры, предусмотренные данными программами (установка счетчиков), будут подвергаться санкциям. Мы говорим об этом, но понимаем, что такие вещи быстро не делаются. Трудно менять менталитет людей, кроме того, чтобы применить какую-то технологию, прежде необходимо понести затраты. Кстати, в Коми прогнозируемый процент счетчиков, которые будут установлены, выше общероссийского показателя. На реализацию республиканской адресной программы «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных приборов учета потребления таких ресурсов на территории Республики Коми» в 2010 году было выделено 23,6 миллиона рублей для оснащения 297 многоквартирных домов в 19 муниципальных образованиях 564 счетчиками.
Основными трудностями при установке общедомовых приборов учета является низкая информированность населения, невысокий уровень заинтересованности граждан, о чем я говорил выше, имея в виду психологию собственника квартиры. А в соответствии с действующим законодательством установка общедомовых приборов учета требует согласования с собственниками помещений. Проблемой является и изношенность внутридомовых инженерных систем, а также отсутствие муниципальных программ по энергосбережению у большинства сельских муниципальных образований Коми, которые должны предусматривать оснащение жилых домов приборами учета.
- От проблем тарифов и неплатежей перейду к вопросам, которые также затрагивают интересы многих жителей республики. Имею в виду реализацию программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья. Что делается в республике для улучшения условий проживания таких жителей?
- В 2010 году в этих программах принимают участие 19 из 20 муниципальных образований Республики Коми, кроме Усть-Куломского района, из-за невыполнения условия по количеству созданных на территории района ТСЖ.
Общий объем финансирования двух республиканских адресных программ в 2010 году составил 691,6 м ил л иона рублей, в том числе: за счет финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 594 миллиона рублей. В результате в текущем году был проведен ремонт в 496 домах, предусмотренных программой, общей площадью 1012,51 тысячи квадратных метров. Условия проживания улучшили почти 45 тысяч человек. Полностью завершены работы по капитальному ремонту в 337 домах, что составляет почти 68 процентов от запланированного. В муниципальных образованиях освоено 429,4 миллиона рублей (62 процента) от общего объема средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. В результате реализации целевой республиканской программы «Содействие в осуществлении капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Коми на 2008-2012 годы» лимит предоставления финансовой поддержки для нашей республики освоен в полном объеме. В 2011 году он может быть увеличен. На реализацию Программы за счет средств бюджета в 2011 году предусмотрено финансирование в объеме 30 миллионов рублей.
В настоящее время проблема переселения граждан из аварийного жилья решается в рамках республиканских адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», утвержденных постановлениями правительства Республики Коми с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
На текущий момент в республике завершается реализация двух республиканских адресных программ (2008 и 2009 годов) по переселению граждан из аварийного жилья. Участниками этих программ являются 12 муниципальных образований. Выполнение программ позволит переселить 1679 человек из 145 аварийных домов в построенные многоквартирные дома общей площадью 23174,5 тысячи квадратных метров.
В осуществлении программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2010 год принимают участие 15 (из 20) муниципальных образований. Общий объем финансирования программы составляет 376300 тысяч рублей, из них: 342010,308 тысячи - средства Фонда; 4761,7 тысячи - средства республиканского бюджета; 29527,992 тысячи - местных бюджетов. Будут переселены 889 человек из 77 аварийных многоквартирных домов в новые многоквартирные дома площадью 13876,12 тысячи квадратных метров.
По состоянию на 1 ноября 2010 года начато строительство 26 многоквартирных домов в 13 муниципальных образованиях. Завершено строительство многоквартирного дома в городе Микунь, в котором 7 квартир направлено на расселение граждан из аварийных домов, включенных в программу на 2010 год.
Лента новостей
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...