Пресс-центр Публикации в СМИ Магомед Османов: "К зиме мы готовы"

BigBoss 

Отопительный сезон в Коми начался в этот год раньше обычного. Готовы ли были коммунальщики республики к авральной подаче тепла в наши дома и социальные объек­ты региона и какие сегодня существуют проблемы в этой отрасли? Эти и другие вопросы мы адресовали генеральному директору ОАО «Коми тепловая компания» ("КТК") Маго­меду Османову.

- Магомед Нурмагомедович, как проходила подготов­ка компании к отопительному сезону? В этом году он начал­ся на две недели раньше обыч­ного...

- Да, но он и закончил­ся раньше весной. 10-15 мая практически во все муниципа­литеты (за исключением север­ных районов) мы прекратили подавать тепло. Мы решили, что в этом году нам погода да­ла две недели сверх плана для подготовки к зиме. Но получи­лось так, что и отопительный сезон пришлось начать раньше обычного: из-за низких темпе­ратур в первых числах сентя­бря пришлось подавать тепло, и не только в объекты соцкультбыта, но и многоквартирные жилые дома. К первому сен­тября в каждой из 296 наших котельных по одному-два кот­ла уже были готовы к запуску, некоторые муниципалитеты даже получили паспорта го­товности, к примеру Ижма. Но получилось так, что пришлось в считанные дни «затопить» все территории, все объекты. Проблема заключалась в том, что технически подать тепло сразу во все дома и квартиры всего района или муниципали­тета практически невозмож­но. На это уходит от трёх дней до недели. Такова технология производства. Если в Корткеросе 20 котельных, а это 20 населённых пунктов, то мы не сможем всем дать тепло в один день. Запускались в авральном режиме, поэтому были какие-то сбои, отсюда - жалобы на­селения.

- Большие были проблемы с подключением?

- Не скрою, были проблем­ные подключения. В Печоре местная тепловая компания обанкротилась, и КТК туда пришла с первого июля. Соот­ветственно срок подготовки к зиме был очень коротким. При этом предприятие-банкрот должно осталось энергетикам, Комирегионгазу 49 миллионов рублей. Пришлось перекупать долги старого предприятия, и только тогда ресурсоснабжаю­щие предприятия дали нам за­пустить тепло. Для этого нами было подписано соглашение о реструктуризации долгов на год. В Ижемском районе в этом году котельные пере­шли с мазута на уголь. По­этому там были небольшие накладки при запуске теп­ла: закупленное оборудова­ние давало сбои. Сложным по запуску был Вуктыл. Здесь центральная котельная бы­ла частная. В связи с этим бы­ло много проблем в прошлом году. И уже в этом году пра­вительством республики было принято решение передать центральную котельную Вук­тыла нам на обслуживание. Взяли в аренду котельную, все теплотрассы и водоводы горо­да, начали ремонт и поняли, что там такой износ оборудова­ния, что до начала отопитель­ного сезона мы просто не успе­ем: теплотрассы почти все дырявые, по итогам диагно­стики все котлы были негодны к работе. Пришлось полностью котлы разбирать, заказывать новые, а это делается в срок не менее 45 дней. Поэтому тепло в дома вуктыльцев поступило только после 10 сентября. За что я сейчас через вашу газету прошу извинения у жителей Вуктыла. Но обещаю: зимой у них в домах будет тепло без пе­ребоев, не так, как последние 2-3 года. Я в этом уверен на сто процентов.

- Отопительный сезон стар­товал. Все свои обязательства перед потребителями вы вы­полняете четко. А как они? Каковы долги потребителей перед КТК?

- По республике в КТК входит 17 компаний: от Ин­ты до Летки. Мы во всех сель­ских районах, где-то работа­ют наши филиалы, где-то мы присутствуем в виде дочер­них фирм, арендуя имуще­ство у муниципалитетов. Нас нет в крупных городах, а там, как вы понимаете, более пла­тежеспособное население и есть кому реализовывать свою продукцию. В наших населён­ных пунктах зачастую нет никакого производства, только бюджетная сфера, а это - дет­ские сады, школа, клуб, мед­пункт и жители. Поэтому на сегодняшний день задолжен­ность потребителей перед на­шими предприятиями состав­ляет порядка 450 миллионов рублей. Работу с должника­ми мы проводим. Информи­руем через СМИ, профилакти­ческими беседами стараемся повлиять. Если нет результа­та, только тогда заводим ис­ковые дела на злостных не­плательщиков. Только в Удорском районе у судебных приставов находятся исковые дела на 50 миллионов рублей. Но очень много дел возвраща­ется с неисполнением, потому что у должника нет доходов и взять за долги нечего. В таких случаях по Жилищному ко­дексу суд должен его пересе­лить в более худшие условия. Но он и так живёт в неблагоустроенном бараке. Вот такие проблемы.

Сегодня порядка 100 мил­лионов рублей нам должны управляющие компании (УК) и ТСЖ - как юридические ли­ца. Во многих районах мы ра­ботаем с населением по пря­мым договорам. Это удобно. Мы выставляем услугу напря­мую потребителям и знаем, кто и сколько должен, кто во­время заплатил. И там с должниками мы работаем напря­мую, через суд и приставов.

Через УК эта информация закрыта, и мы не знаем, когда и в каком объеме нам придут платежи, оплаченные населе­нием. Такая ситуация у нас, к примеру, в Инте. Там одна управляющая компания нам должна 15 миллионов рублей. И это только одна. А таких по республике много. Денег на ее счету нет, счета заблокирова­ны. Как получить с них дол­ги - непонятно. И работать с такими компаниями, честно говоря, очень тяжело. Сегод­ня они нам не союзники. И без помощи муниципальных вла­стей нам проблему с неплате­жами населения не решить.

- Как у вас выстраиваются отношения с главами муници­пальных образований? Есть ли взаимопонимание?

- Конечно, практически со всеми. Они нас понимают и по­могают по мере своих возмож­ностей. Понимаете, средств в местных бюджетах тоже не­много. Если мы, например, в каком-то из районов аренду­ем имущество, то предлагаем в качестве оплаты произвести его капитальный ремонт. До­говариваемся, но, к примеру, капремонт арендованного имущества требуется сделать на восемь миллионов рублей, а наша аренда в год - только че­тыре. Приходится изыскивать деньги в компании и часть ре­монта производить за свой счёт. Ведь мы понимаем: нам работать в этих условиях. И мы продолжаем капитальный ремонт по всей республике. В 2010 году тарифным комите­том в тарифы был заложен капитальный ремонт на 135 мил­лионов рублей. Уже на первое сентября нами выполнено ра­бот на 140 миллионов рублей и еще будет сделано до октября капремонта на 36 миллионов. Получается, что физических объемов мы выполнили на­много больше тех параметров, которые были установлены.

- Капитальный ремонт тре­буется на многих объектах ва­шего предприятия?

- Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день износ на­ших фондов составляет более 60-70 процентов (теплотрас­сы, водозаборы, очистные сооружения, котельные). Изо­ляция теплотрасс осталась со времён 70-х годов. Материалы раньше были другие, и сегодня потери по теплотрассам очень большие. К примеру, возьмём котельную в Удорском райо­не, в Усогорске. Там она нахо­дится от населённого пункта в четырёх километрах. Пока тепло из котельной дойдет до жильцов, представляете, ка­кие будут потери! А все пото­му, что в те времена вокруг ко­тельной было настроено много производственных объектов: болгарские лесобазы, лесопун­кты, железнодорожные тупи­ки... Болгары ушли, объекты отключили, остались потреби­тели - только местные жите­ли. Сейчас мы готовим проект, чтобы перенести котельную прямо к Усогорску, таким об­разом уходим от потерь по те­плотрассе. Цена этого проек­та очень большая. Но деваться нам некуда!.. Вот если бы капи­тальный ремонт можно было делать на условиях софинанси­рования: часть из федерально­го бюджета, часть из республиканского и муниципального, нашему предприятию было бы намного легче выжить...

- При этом с каждым годом вы продолжаете увеличивать объемы проводимых работ...

- Да. Каждый год в КТК идёт замена сетей и котлов. Ежегодно эта цифра растет. Если в 2008 году мы замени­ли 22 котла в республике, в 2009 - уже 47, то сейчас - 51 котёл. И планы капремонта на следующий год мы начинаем формировать уже в ноябре это­го года. Я говорю всем дирек­торам наших филиалов: «Ес­ли вы хотите спокойно жить зимой, уже с весны надо на­чинать активно готовиться к зиме». Все эти понимают, по­этому проблем с подчинённы­ми филиалами у меня нет.

- Вы возглавляете «Ко­ми тепловую компанию» поч­ти два года. За это время вам много удалось сделать. Тяже­ла ноша?

- До КТК я возглавлял Со­сногорский водоканал. Объе­мы были другие. За один день я мог объехать весь район, все посмотреть и сразу решить проблему. Сейчас и объемы другие, и территория необъ­ятная. Но мое мнение таково: если ты не был на объекте и не видел все своими глазами, как ты можешь давать советы и спрашивать с подчинённого о его работе. Сидя в кабинете, очень сложно давать распоря­жения. Поэтому я был, и не один раз, во всех филиалах и котельных КТК по всей респу­блике и могу сказать, где что происходит, какие проблемы в Харъяге или Ношуле. Ко­нечно, если у руководителя не будет доверия к подчинён­ным, то и работы не получит­ся. Поэтому с руководителя­ми на местах я нахожу общий язык, понимание проблемы и методы её решения.

- Каково ваше видение си­туации в своей отрасли? Куда двигаться дальше?

- Всё оборудование в ко­тельных, установленное в 70- 80 годы прошлого века, на сегодняшний день морально устарело. Нужно его полно­стью менять. Но это огромные средства, которых у нас нет и вряд ли будут. Без помощи го­сударства нам не обойтись. Для модернизации нашего произ­водства нужна и федеральная, и региональная помощь. Мы вместе должны повернуться к коммуналке, без которой на севере никак не прожить.